ГРМ двигателя УАЗ-469
Как устроен газораспределительный механизм (ГРМ ) УАЗ-469? Впускные и выпускные клапаны газораспределительного механизма двигателя
располагаются в головке цилиндров вертикально в ряд.
Привод клапанов происходит от распределительного вала посредством толкателей, штанги толкателей и коромысла. Распределительный вал выполнен из стали,
имеет пять опорных шеек, кулачки привода клапанов, эксцентрик привода топливного насоса, шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания.
Опорные шейки вала размещаются в блоке цилиндров на подшипниках скольжения. Подшипниках скольжения - стальные втулки, залитые антифрикционным сплавом.
Кулачки по ширине шлифованы на конус для придания вращения толкателям. Привод распредвала идет от коленвала парой шестерен с косыми зубьями.
Шестерня на коленчатом валу чугунная, а на распределительном валу — текстолитовая с чугунной ступицей. Обе шестерни имеют по два резьбовых отверстия для
съемника.
Привод клапанов УАЗ-469, запчасти:
1 - распределительный вал, 2 - толкатель, 3 - штанга, 4 - седло клапана, 5 - клапан, 6 - направляющая клапана, 7 - стопорное кольцо, 8 - шайба,
9 - пружина, 10 - резиновый колпачок, 11 - пружина колпачка, 12 - тарелка пружины, 13 — сухарики, 14 — коромысло, 15 — регулировочный винт,
16 — гайка, 17 — ось коромысел, 18 — стойка, 19 — головка блока цилиндров.
Осевое перемещение распредвала ограничивается стальным упорным фланцем 2, находящимся между торцом шейки распределительного вала и
ступицей шестерни. Рабочий зазор 0,1... 0,2 мм между ступицей шестерни и упорным фланцем обеспечивается тем, что распорное кольцо 3,
находящееся плотно между шестерней и шейкой распределительного вала, чуть толще упорного фланца.
Упорный фланец распределительного вала УАЗ-469, запчасти: 1 — шестерня; 2 — упорный фланец; 8 — распорное кольцо; 4 — распределительный вал.
Нужное распределение фаз получается размещением шестерен по меткам. Метка «О» на шестерне коленвала должна быть против
риски у впадины зуба на текстолитовой шестерне. Толкатели стальные, поршневого типа. Штанги толкателей изготовлены из дюралюминиевого
прутка и имеют напрессованные на оба конца стальные наконечники.
Установочные метки на распределительных шестернях УАЗ-469.
Коромысла клапанов стальные, одинаковые для всех клапанов. Коромысла качаются на оси, закрепленной в четырех стойках на головке цилиндров.
Длинное плечо коромысла завершает термически обработанная цилиндрическая поверхность, опирающаяся на торец стержня клапана. Короткое
плечо заканчивается резьбовым отверстием, в которое ввертывают регулировочный винт.
Впускные клапаны изготовлены из хромистой стали, а выпускные — из жаростойкой стали.
Как производить ТО ГРМ УАЗ-469? Техническое обслуживание газораспределительного механизма УАЗ-469 заключается в периодической проверке зазора между клапанами и толкателями,
в очистке клапанов от нагара и их притирке. Что бывает при увеличенных зазорах? Обычно затруднен пуск двигателя, работа сопровождается стуками в клапанах
и падением мощности. При уменьшенных зазорах двигатель теряет компрессию и не развивает максимальной мощности. Каков основной признак недостаточности
зазора у впускных клапанов? Это прежде всего "чихание" в карбюраторе, у выпускных клапанов хлопки в глушителе. Регулировку зазоров нужно производить на холодном
двигателе при ТО-2 и при появлении признаков нарушения зазоров.
Зазоры регулируют в следующем порядке:
— нужно снять трубку вакуумного регулятора;
— далее осторожно снять крышку коромысел, избегая повреждения ее прокладки;
— затем установить поршень первого цилиндра по метке на шкиве коленчатого вала в В.М.Т. (верхняя мертвая точка) при такте сжатия и щупом
проверьте зазор между коромыслами и клапанами 1-го цилиндра.
Определение верхней мертвой точки УАЗ-469. 1 — штифт на крышке распределительных шестерен; 2 — метка на шкиве коленчатого вала.
При неправильном зазоре отверните контргайку регулировочного винта и, поворачивая
отверткой регулировочный винт, установите зазор по щупу, после чего, поддерживая отверткой регулировочный винт, затяните контргайку и
проверьте правильность зазоров;
проворачивая каждый раз коленчатый вал на пол-оборота, после регулировки зазоров очередного цилиндра отрегулируйте зазоры остальных
цилиндров согласно порядку их работы 1—2—4—3.
Регулировка зазора между коромыслом и клапаном УАЗ-469, запчасти. 1 — тарелка пружины; 2 — клапан; 3 — коромысло; 4 — регулировочный винт; 5 — гайка.
Далее:
Система смазки УАЗ-469