Кривошипно-шатунный механизм двигателя (КШМ) УАЗ-469

 
Блок цилиндров двигателя УАЗ-469 выполнен из алюминиевого сплава. Цилиндры отлиты из серого чугуна. Уплотнение верхней части гильзы осуществляется зажимом бурта гильзы между блоком и головкой блока через прокладку, а нижней части — через резиновое кольцо из маслобензостойкой резины.

Головка блока цилиндров УАЗ-469 отлита из алюминиевого сплава, с размещенными в ней вставными седлами и направляющими втулками клапанов. Между блоком и головкой находится прокладка из асбостального полотна, пропитанного графитом и армированного металлическим каркасом. Толщина прокладки (в сжатом состоянии) 1,5 мм. Чтобы прокладка не прилипала к блоку и головке, ее перед установкой на место натирают с обеих сторон порошком графита. Прокладка симметричная.

Установка гильзы в цилиндр УАЗ-469: А - положение резинового кольца на гильзе до запрессовки, Б - положение резинового кольца при запрессовке гильзы.

Поршни отлиты из алюминиевого сплава с терморегулирующей вставкой, луженные оловом. В верхней части поршня есть три канавки: две верхние канавки служат для установки в них компрессионных колец, а нижняя предназначена для составного маслосъемного кольца. Поршни подбирают к цилиндрам (при сборке и ремонтах двигателя) с зазором 0,012 ... 0,036 мм.

Поршневые кольца устанавливают по три на каждом поршне: два компрессионных и одно составное маслосъемное. Для повышения износостойкости наружная поверхность верхнего компрессионного кольца покрывают тонким слоем пористого хрома. Наружная поверхность следующего, второго компрессионного кольца, для улучшения притирки к цилиндру покрывают оловом.

На внутренних цилиндрических поверхностях обоих компрессионных колец есть проточки, за счет которых кольца после установки их в рабочее положение несколько вывертываются. Это нужно для улучшения и ускорения их приработки к цилиндрам. Кольца нужно ставить на поршень проточками вверх, в сторону днища. Стыки колец должны быть разведены на 180° по отношению друг к другу.

Установка колец на поршень УАЗ-469, запчасти: 1 - поршень, 2 - компрессионные кольца, 3 - кольцевые диски, 4 - осевой расширитель, 5 - радиальный расширитель, 6 - терморегулирующая вставка.

  Маслосъемное кольцо стальное, составное, имеет два кольцевых диска, радиальный и осевой расширители. Два кольцевых диска снимают с зеркала цилиндра излишки масла, которое через отверстия в поршне уходит в картер двигателя. Замок колец - прямой. Поршневые пальцы плавающего типа, пустотелые. Поршневой палец подбирают к поршню и верхней головке шатуна с минимальными зазорами, допустимыми по условиям смазки. Шатуны стальные двутаврового сечения. В верхние головки шатунов запрессованы тонкостенные втулки из бронзы. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна имеется отверстие, совпадающее с отверстием во втулке. Коленчатый вал — пятиопорный. Направление вращения вала правое (при виде спереди). Масло от коренных шеек в полости шатунных подводится через сверленые каналы. К коренным шейкам масло поступает из продольного масляного канала через сверления в перегородках блока цилиндров.

Передний конец коленчатого вала УАЗ-469, запчасти: 1 — сальник; 2 — ступица шкива; 3 — упорная шайба; 4 — передняя шайба; 5 — задняя шайба: 5 — штифт.

Передний конец коленчатого вала уплотняется сальником 1, запрессованным в крышку распределительных шестерен и работающим по наружной поверхности ступицы шкива коленчатого вала. Задний конец уплотняется сальником, состоящим из двух полуколец, изготовленных из пропитанного графитом асбестового шнура. Осевые усилия коленчатого вала воспринимаются передним коренным подшипником через две упорные шайбы. Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала изготовлены из малоуглеродистой стальной ленты, залитой антифрикционным сплавом с высоким содержанием олова. В каждый подшипник устанавливают по два вкладыша. Фиксирующие выступы на них входят в соответствующие пазы их постелей на блоке цилиндров и шатуне, препятствуя осевому перемещению и их проворачиванию. Маховик чугунный, со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером.

Как производить техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма (КШМ) УАЗ-469?

1. Во-первых, нужно подтягивать гайки крепления головки цилиндров после обкатки автомобиля и через 1000 км пробега после каждого снятия головки. Причем затягивайте гайки только на холодном двигателе. Для обеспечения равномерного и плотного прилегания головки цилиндров к прокладке гайки затягивайте в последовательности, указанной на рисунке ниже. Для предотвращения деформации головки затяжку делайте в два приема: первый раз — предварительно, с меньшим усилием, второй — окончательно. Затягивайте гайки равномерно и с одинаковым усилием. Пользуйтесь динамометрическим ключом. Окончательную затяжку производите с моментом 7,3... 7,8 кгс*м.
2. Очищайте двигатель по мере надобности от нагара, который образуется в головке цилиндров, на днищах поршней и на впускных клапанах.

Порядок подтяжки гаек головки цилиндров УАЗ-469, запчасти: 1 — сальник; 2 — ступица шкива; 3 — упорная шайба; 4 — передняя шайба; 5 — задняя шайба: 5 — штифт.

Далее: Газораспределительный механизм двигателя УАЗ-469

    • Техническая характеристика УАЗ-469, УАЗ-469Б
    • Двигатель УАЗ-469, УАЗ-469Б
    • Трансмиссия УАЗ-469, УАЗ-469Б
    • Органы управления УАЗ-469
    • Подготовка к работе УАЗ-469
    • Подвеска двигателя УАЗ-469
    • Кривошипно-шатунный механизм двигателя УАЗ-469
    • Газораспределительный механизм двигателя УАЗ-469
    • Система смазки УАЗ-469
    • Система вентиляции картера двигателя УАЗ-469
    • Система питания двигателя УАЗ-469
    • Карбюратор К-129В
    • Система выпуска газов двигателя УАЗ-469
    • Система охлаждения двигателя УАЗ-469
    • Предпусковой подогреватель двигателя УАЗ-469
    • Неисправности двигателя УАЗ-469
    • Сцепление УАЗ-469
    • Коробка передач УАЗ-469
    • Раздаточная коробка УАЗ-469
    • Карданная передача УАЗ-469
    • Задний мост УАЗ-469
    • Задний мост УАЗ-469Б
    • Передний ведущий мост УАЗ-469
    • Рама УАЗ-469
    • Подвеска УАЗ-469
    • Рулевое управление УАЗ-469
    • Тормоза УАЗ-469
    • Электрика УАЗ-469
    • Генератор УАЗ-469
    • Регулятор напряжения РР132
    • Аккумуляторная батарея УАЗ-469
    • Система зажигания УАЗ-469
    • Стартер УАЗ-469
    • Система освещения, световой и звуковой сигнализации УАЗ-469
    • Контрольно-измерительные приборы УАЗ-469
    • Инструменты и принадлежности УАЗ-469
    • Кузов УАЗ-469
    • Маркировка УАЗ-469
    • Техническое обслуживание УАЗ-469
    • Смазочные материалы УАЗ-469 и УАЗ-469Б