Коробка передач УАЗ-469
Для чего нужна коробка передач, из каких деталей состоит? Коробка передач УАЗ-469 механическая, предназначена для изменения крутящего момента,
передаваемого на ведущие колеса в целях получения наилучших тягово-динамических качеств в данных дорожных условиях.
Для этого она имеет четыре передачи для движения вперед и одну — для движения назад. Коробка передач УАЗ-469 снабжена синхронизаторами инерционного
типа для облегчения включения третьей и четвертой передач. КПП УАЗ-469 крепится к картеру сцепления четырьмя шпильками, ввернутыми в картер сцепления.
Шестерни привода промежуточного вала второй и третьей передач косозубые и находятся в постоянном зацеплении.
Первичный вал 9 имеет две опоры. Передний подшипник расположен в гнезде коленчатого вала, задний — в передней стенке картера коробки передач.
Задний подшипник закреплен на валу специальной гайкой с левой резьбой. С внутренней стороны картера подшипник прикрыт маслоотражателем.
Узлы и детали коробки передач УАЗ-469, запчасти: 1 — картер; 2 — шестерня привода промежуточного вала; 3 — передний подшипник промежуточного вала;
4 — гайка крепления подшипника; 5 — промежуточный вал; 6 — крышка подшипника; 7 — передняя крышка; 8 — муфта выключения сцепления;
9 — первичный вал; 10 — специальная гайка; 11 — передний подшипник вторичного вала; 12 — муфта синхронизатора;
13 — вторичный вал; 14 — шестерня третьей передачи; 15 — шестерня второй передачи; 16 — шестерня первой передачи;
17 — задний подшипник вторичного вала; 18 — стопорные кольца; 19 — болт крепления заднего подшипника промежуточного вала;
20 — подшипник блока шестерен заднего хода; 21 — ось блока шестерен; 22 — блок шестерен заднего хода; 23 — распорная втулка;
24 — шестерня второй передачи промежуточного вала; 25 — шестерня третьей передачи промежуточного вала; 26 — пробка сливного отверстия.
На задней части вала нарезаны два зубчатых венца. Для простоты монтажа прямозубый венец и часть конической поверхности вала имеют дугообразный вырез.
Вторичный вал коробки расположен за первичным на одной с ним оси и имеет две опоры. Передняя опора вала — набор роликов, помещенный в первичном валу.
Задняя опора вала — двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник. Между подшипником и торцом вала устанавливается маслоотражатель.
Промежуточный вал коробки УАЗ-469 размещается на двух шариковых подшипниках, в передней и задней стенках картера.
Передний подшипник закреплен на валу специальной гайкой, которая стопорится путем вдавливания ее буртика в паз вала.
Задний подшипник имеет на наружной обойме упорное кольцо. На валу задний подшипник закреплен с помощью тарельчатой шайбы и специального болта с левой резьбой.
Блок шестерен заднего хода коробки передач УАЗ-469 установлен с подшипником в сборе на оси, которая стопорится в картере специальным резьбовым
штифтом со стороны бокового люка картера.
Синхронизатор УАЗ-469 — инерционного типа. Весь механизм синхронизатора собран на ступице. Ступица имеет три продольных паза прямоугольной формы
для размещения сухарей. В центре каждого паза сделано в радиальном направлении отверстие.
Синхронизатор УАЗ-469, запчасти: 1 — муфта; 2 — ступица; 3 — сухарь; 4 — шарик.
При сборке механизма в отверстия ступицы ставятся пружины, а в отверстия сухарей — стальные шарики.
Чтобы шарики не выпадали, отверстия в сухарях имеют ступенчатую форму. В синхронизаторе сухари устанавливаются стороной с
отверстиями меньшего диаметра в сторону муфты.
Механизм переключения передач УАЗ-469 имеет три вилки переключения, входящие в соединение с подвижными элементами коробки передач.
Все вилки крепятся на штоках с помощью болтов, имеющих на конце конус. Штоки вместе с вилками перемещаются в осевом направлении.
Для фиксирования положения нейтрали и включенной передачи штоки имеют пружинные фиксаторы.
Узлы и детали механизма переключения передач УАЗ-469, запчасти: 1 — рычаг переключения передач; 2 — уплотнительная манжета;
3 — штифт; 4 — пружина рычага; 5 — опора рычага; 6 — боковая крышка коробки передач; 7 — крышка предохранителя;
8 — стопорное кольцо; 9 — предохранитель; 10 — пружина предохранителя; 11 — шариковый фиксатор; 12 — пружина фиксатора;
13 — вилка включения первой и второй передач; 14 — вилка включения третьей и четвертой передач;
15 — вилка включения заднего хода; 16 — винт; 17 — шплинт; 18 — выключатель фонаря заднего хода; 19 — пробка;
20 — шток вилки включения первой и второй передач; 21 — плунжер; 22 — штифт; 23 — шток вилки третьей и четвертой передач;
24 — шток вилки включения заднего хода; 25 — заглушка.
Все вилки переключения имеют выступы с пазами, в которые входит рычаг переключения передач. Перемещение рычага в направлении поперек оси
автомобиля производит выбор вилки, а перемещение рычага вдоль оси автомобиля включает выбранную передачу. Между пазами вилок первой — второй и
третьей — прямой передач рычаг перемещается свободно. Чтобы ввести рычаг в паз вилки заднего хода, нужно преодолеть сопротивление предохранителя.
Предохранитель представляет собой грибообразный плунжер, снабженный фиксатором положения, возвратной пружиной и стопорным кольцом, ограничивающим
ход плунжера. Предохранитель закрыт снаружи крышкой.
Рычаг переключения передач устанавливается на верхнем фланце боковой крышки в специальной съемной опоре, закрепленной четырьмя винтами.
Под рычаг переключения в опору установлена пружина, которая поджимает рычаг к сфере опоры. От проворачивания вокруг своей оси рычаг
зафиксирован двумя штифтами, запрессованными в опору рычага и входящими в его пазы. Плотность прилегания обеспечивается гофрированной резиновой манжетой.
Боковая крышка 6 имеет резьбовое отверстие для установки выключателя фонаря заднего хода.
В процессе эксплуатации УАЗ-469 техническое обслуживание коробки передач сводится к проверке уровня смазки и замене ее в сроки, предусмотренные таблицей смазки,
а также к периодической проверке всех резьбовых соединений. При обнаружении течи определите причину и неисправные детали (прокладки, манжеты) замените.
Далее:
Неисправности коробки передач, механизма переключения УАЗ-469.